Сейчас все свадьбы проводятся достаточно просто - люди гуляют, суетятся, танцуют, развлекает всех тамада. Сначала, как обычно бывает, проходит сватовство, затем помолвка, через месяц регистрация и, как говорится, пир горой, после которого свадебное платье, нуждается в тщательной чистке. Кстати, как ее быстро выполнить можно узнать, проследовав по ссылке http://remstroitelstvo.ru/arhitektura-i-dizayn/dizayn-interera/svadebnoe-plate-posle-torzhestva-kak-vernut-emu-pervonachalnyj-vid.html. А мы в нашей статье обсудим интересные русские свадебные традиции.
Как показывает практика, молодым хочется, чтобы их свадьба была самой пышной, самой веселой и интересной, хочется, чтобы гости подивились богатству невестиного убранства, щедрости родителей жениха и невесты. На Руси же на это важнейшее в жизни людей событие смотрели иначе. Свадьба в русских традициях - это не роскошь, не пышность, а счастливое будущее молодой супружеской пары было объектом внимания. Свадебные обряды как раз и должны были решать эту задачу. Начиналось все, конечно, со сватовства.
Бывало, что девушка вовсе и не знала заранее имя будущего своего супруга. Дело в том, что невесту подыскивали жениху сваты. Нелегким этим делом сваты занимались сами или по просьбе родителей жениха. Перед сватовством в доме жениха сваты присаживались с такими словами: «Начало положили, дай Бог, и совершенье привести». В доме невесты кланялись ее родителям: «У вас есть дорогой товар, а у нас знатный молодец». В обязанности сватов входило и нахваливание жениха. Сватовство, конечно, не могло еще означать полного согласия со стороны невестиных родителей. Но если сватам не следовало прямолинейного отказа, на следующий день устраивались смотрины. В этот раз приезжали уже крестные и родители жениха, иногда и сам жених. Цель их посещения была в том, чтобы посмотреть на невесту. Выводила ее крестная три раза, каждый раз в новом платье.
Невеста кланялась гостям и уходила. Во время сватовства или смотрин сговаривались о том, как лучше справить свадьбу, сколько приданого нужно невесте и жениху. Приданое считалось обязательным. Без приданого и невесту не всякий брал. Делали его сами - ткали, пряли, вязали. Носки, вышитое полотенце готовила невеста жениху. Подушки, одеяло, простыни доставались невесте. Накануне свадьбы приданое увозили в дом к жениху. Там его считали, всем показывали и прятали в сундук. В последний день до венчания у невесты устраивали девичник. На девичнике невеста причитала, жалобно пела. В плаче, причитаниях она прощалась с беззаботными днями своей юности, со свободой. Приглашали на девичник и профессиональную плакальщицу. Незамужние подружки расплетали невесте косу, которую называли «красотой». В храм она ехала с распущенной косой. В день свадьбы приезжали к жениху девушки, с песнями и шутками входили в дом.
У жениха их щедро потчевали вином, сластями, кашей. Так проверяли будущего хозяина на щедрость и гостеприимство. Перед венчанием родители благословляли молодых. Подносили к жениху и невесте икону, хлеб с солью. Потом благословение свое давали крестные. На благословении невеста была в обычном платье. После него девушку наряжали к венцу. Обряд венчания сохранился до настоящего времени почти в том же виде. Но саму свадьбу играли по-другому. До церкви и обратно молодых несла тройка лошадей. Это был целый свадебный поезд. Ведь увести надо было всех - крестных, родственников, сватий. Лошади были нарядные, с бубенцами.
Встречали молодых не лепестками роз, как принято сейчас, а пшеницей или рожью, житом, как говорили в старину. Во время застолья развлекал всех дружка. Сейчас его роль отдана тамаде. Некоторые из обычаев существуют и сейчас. Так, на нынешних свадьбах принято выкупать невесту, подносить жениху с невестой каравай. Девичники и сватовство тоже остались, но проводятся совсем иначе. Венчаются по желанию, регистрация в ЗАГСе играет куда более важную роль для общества. И все-таки счастье молодых зависит не от того, как сыграли им свадьбу, а от них самих.