Автомобильные дилеры прекратили продажи и переписывают ценники. Сбор за приобретение валюты включается в отпускную цену (расходы дилера) и облагается еще и налогом на добавленную стоимость по ставке 20%. «Учитывая, что многие дилеры, задавленные демпинговыми ценами российского рынка, имели нулевую доходность, практически вся себестоимость автомобиля формировалась из расходов, оплачиваемых в валюте или привязанных к курсу валюты, — считает Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). — Например, таможенная стоимость машины — в долларах, специфическая ставка таможенной пошлины — в евро, а утилизационный сбор — в российских рублях. В этом случае подорожание автомобиля для конечного потребителя может составить и 36%».
«Сейчас практически все дилеры приостановили продажи. Мы — не российские автодилеры, которые „запрягали" несколько месяцев. Мы — люди тренированные, — говорит специалист. — Что российскому дилеру хорошо, то белорусскому — смерть. Наименьшее, а теоретически и нулевое подорожание мы сможем увидеть у автодилеров, которые кредитовались исключительно в национальной валюте и не имеют неоплаченных обязательств в валюте перед поставщиками. Таких единицы (если вообще существуют). Но и повышение цен на 30—35% мгновенно остановит продажи. Обещанный обвал рынка наступит уже сейчас. Видимо, степень подорожания автомобилей различных марок будет определяться финансовой моделью работы дилера и текущим состоянием его расчетов по обязательствам на данный момент».
Сергей Варивода не исключает, что отдельные дилеры будут вынуждены пойти на расторжение ранее заключенных договоров на поставку автомобилей и возврат денег покупателям: «Обоснованность подобных действий зависит от содержания этих самых договоров и готовности дилера идти на репутационные издержки. Сейчас автосалонам ох как пригодились бы разрешения Нацбанка на продажу машин за валюту. Кто ж будет сдавать валюту по курсу Национального банка и оплачивать дилеру в составе цены автомобиля 30%-й сбор к этому курсу? Вот и получается, что пересчитанные по официальному курсу (и даже курсу банковского „обменника") машины дорожают».
«Можно увидеть и выгоду для властей: дороже импорт — меньше нагрузка на курс, — высказывает мнение член правления БАА. — И при этом опять забывают очевидное: в условиях единого рынка наш внутренний спрос, да еще обеспеченный ранее купленной в наших же обменных пунктах валютой, по-прежнему будет обслуживать экономику другой страны. Ведь как ни крути, покупка автомобилей в российском автосалоне за счет имеющихся на руках валютных сбережений более выгодна. А может, ну его… Будем все торговать „белорусскими" Geely, а остальное пусть везут из России? Только как долго наш бюджет и платежный баланс выдержат такой разворот дилеров лицом к Отечеству? Всем льготы из бюджета не раздашь. Кому-то этот самый бюджет и наполнять надо».