Нет безымянных героев

    Мы в Гугл+ Раздел: Новости региона Дата публикации: 9-07-2014, 13:54
    (голосов: 0)
    Нет безымянных героев
    Участники следопытского движения 70-х годов прошлого столетия из  Новополоцка помогли вернуть из небытия имена советских летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. 
    Любовь Калиновская, для «Информ Плюс»
    «Привет с фронта! Мои дорогие мамочка, а также братик Ильюша и сестра Нюрочка. Я получил ваше письмо, очень рад. Посылаю вам фотографию, берегите ее, это, наверное, будет последняя память обо мне… А. Шкарпетов». Так и оказалось, командир экипажа самолета Ил-2 Алексей Шкарпетов и воздушный стрелок Григорий Каргин погибли 70 лет назад при освобождении Полотчины от немецко-фашистских захватчиков. 
    …В 1972 году ответственному секретарю Новополоцкого городского отделения общества охраны памятников истории и культуры Георгию Цыпляеву один местный житель рассказал, что 2-3 июля 1944 года в небе над Полоцком немецкой зенитной артиллерией был сбит советский самолет. Упал он в лесу, недалеко от химкомбината (ныне завод «Полимир» ОАО «Нафтан»). 
    К поиску места падения самолета подключились ребята из Новополоцкой СШ №2 – активные участники следопытского движения. С чего начинать? Конечно, с розыска очевидцев. К сожалению, человека, который поведал об этом эпизоде войны, в живых уже не оказалось. Но нашли другого, Владимира Лабковского, в то время жителя д. Середома. Он рассказал, что видел место, где упал самолет, его обломки и останки летчиков. Металлолом впоследствии был сдан, в том числе и мотор, по номеру которого можно было узнать и фамилии членов экипажа.
    В. Лабковский привел школьников к глубокой воронке, заполненной водой. Что делать? Начинать раскопки? А вдруг среди остатков сбитого самолета сохранились неразорвавшиеся бомбы? Вызвали саперов. Это было в конце сентября 1973 года. Саперы пришли только через два месяца. Уже ударили морозы, земля замерзла. Но проверили: начинать работы можно – взрывоопасных предметов нет. 
    Каждое воскресенье ребята приходили в лес, к воронке, кострами отогревали землю и копали, надеясь поскорее найти части самолета и останки летчиков. Сначала наткнулись на обломки самолета. Новополочанин ветеран войны летчик Аркадий Атепалихин определил, что это штурмовик Ил-2, а, значит, в экипаже должно было быть два летчика. Но кто же они? Уже весна 1974 года. «Работы идут очень медленно, — вспоминают участники раскопок. — К примеру, сегодня копаем, завтра вычерпываем воду. На следующий день – все сначала. И вот, наконец, находим останки одного члена экипажа. Только одного». 
    Параллельно с раскопками вместе с представителями Новополоцкого отделения общества охраны памятников ребята вели переписку с архивами. Так, на запрос о потерях самолетов и экипажей 2-3 июля 1944 в районе населенных пунктов Слобода и Шнитки из архива Минобороны СССР от 4 марта 1974 года сообщили, что «сведений о катастрофе самолетов в этом районе не имеется». 31 октября школьники получают ответ из музея военно-воздушных сил: «В Витебско-Полоцкой операции 1-го Прибалтийского фронта участвовала 335-я штурмовая авиадивизия 3-й воздушной армии. В боях за освобождение г. Полоцка особо отличился 683 штурмовой авиаполк, который получил почетное звание «Полоцкий». Новый запрос — в отдел потерь архива Минобороны СССР, откуда приходит ответ: «В приказе 683 штурмового авиаполка №046 от 16 июля 1944 г. значится: «Нижепоименованный летный состав, не возвратившийся с боевого задания 3 июля 1944г., исключить из списков части во всех видах довольствия: 1. Летчика, мл. лейтенанта Шкарпетова Алексея Ивановича, 1921 г.р., уроженец Ставропольского края, Мчикуловского района, с. Яманчай. 2. Воздушного стрелка, мл. сержанта Каргина Григория Ивановича, 1920 г.р., уроженец Горьковской обл., Б. Маресьевский район, с. Никулино»… Район падения самолета Ил-2 … указан Дисна-Идрица. Необходимо уточнить, относятся ли запрашиваемые данные к самолету, обнаруженному вами». 
    Поиск продолжался. Дисна находится в 30 км от места падения самолета. Какое задание выполнял экипаж? По какой категории потерь – пропавшими без вести или погибшими в бою — числятся летчики? И полетели письма в военкоматы, откуда оба призывались. Как оказалось, Алексей Шкарпетов считался без вести пропавшим, Григория Каргин — умершим от тяжелых ран. Еще одна загадка, которую помог разгадать отдел потерь архива Минобороны. На новый запрос пришла информация, что самолет был сбит прямым попаданием снаряда, «один из летчиков выбросился с парашютом. А установить, какую конкретно боевую задачу выполнял экипаж, не имеем возможности». Свидетели подтвердили ответ официальных органов: действительно, один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом и, уже бездыханный, упал на понтонный мост через Западную Двину. А житель д. Рудня, которая находится недалеко от места падения самолета, сообщил, что единственным летчиком, фамилия которого выбита на местном памятнике в честь освободителей Полотчины, является Григорий Каргин, погибший 3 июля 1944 г. 
    Родным погибших полетели письма. Как оказалось, более трех десятков лет родственникам не были известны подробности гибели экипажа, место падения самолета. 
    «Эта война отняла самых дорогих людей, мужа и двух сыновей, причинила столько горя почти каждой семье, — читаю в письме матери Алексея Шкарпетова Ефросиньи Васильевны. — Я рада, что нашли место гибели моего сына. Ведь многие семьи и по сей день не знают ничего о своих погибших и считают их пропавшими без вести…» (10.04.1977г.). 
    «С получением вашего письма я узнала точно о погибшем муже, — писала Анастасия Каргина. – Конечно, была сильно взволнована. Хотелось бы поблагодарить всех добрых людей за их настойчивые поиски» (31.03.1978г.). А ведь буквально перед войной молодые сыграли свадьбу. 
    Переписка, что велась с родными летчиков в конце 70-х годов прошлого столетия, фотографии Григория и Алексея, другие документы хранятся в музее истории и культуры г. Новополоцка, часть материалов имеется в народном музее боевой славы СШ №2. 
    Поиск закончился, и по инициативе его участников на месте падения советского самолета установлен памятник. Проезжая по дороге на завод «Полимир», обратите внимание на указатель, остановитесь и пройдите в лес. Здесь вы увидите забетонированную воронку с мемориальной доской и огромный валун. Каждый год сюда приходят юные и взрослые жители Новополоцка, чтобы вспомнить тех, кто ценой своей жизни оставил нам в наследство мирное небо. 
     

    Шкарпетов

    Каргин


    Читайте нас в:





    Загрузка...
    Загрузка...
    olga 25 сентября 2014 15:57

    А сколько ребят еще похоронено под толщей земли?! Неужели никогда их не найдут и они так и остануться безымянными там лежать?
    said 28 сентября 2014 08:40

    Война унесла огромное количество жизней. Еще несколько веков подряд такие экспедиции будут находить остатки тех, кто пал, защищая свою страну. и,наконец-то, герои обретут свои истинные лица
    Dima 29 сентября 2014 17:43

    А может кто подскажет, как именно определяется место поисков? это по документам смотрят, где и когда пропал самолет или как?
    Сашок 30 сентября 2014 14:14

    На полоцкой земле велись активные боевые действия. Поэтому не удивительно, что во время раскопок находят все новые и новые скелеты. По-моему, тут вообще где не копни - одни человеческие останки.
    Людмила 21 апреля 2015 10:35

    Я тоже ищу следы без вести пропавшего маминого брата, он был призван в армию в 1940 г. Последнее письмо пришло 3 июня 1941 г. из Витебской области, Полоцкого района, п/о Дретунь, а/я 303/30. А под каким номером там стояла часть? Нигде не могу найти. Какая ее судьба в первые дни войны? Сегодня нашла, что 16 июля Полоцкий район уже был захвачен. Какова судьба бойцов? Может кто, что слышал?
Загрузка...
Рунет
Рунет
Индекс цитирования
POLOTSK-PORTAL.RU
  • Обратная связь