Развитие речи в детском возрасте

    Мы в Гугл+ Раздел: Новости региона Дата публикации: 22-02-2014, 11:48

    Юлия Иванова«Ма-ма», «па-па» – первых слов от своих малышей с нетерпением ждут все родители. И вскоре задаются вопросами: а соответствует ли развитие речи ребенка нормам, может, ему нужна помощь специалиста? На эти и другие вопросы ответила логопед детской поликлиники г. Полоцка Юлия Иванова (на снимке) на занятиях в «Школе молодой матери».
    Виктория Клементёнок, для «Информ Плюс»
    Развитие речи в детском возрасте происходит поэтапно. Причем время наступления каждого периода индивидуально. Но, тем не менее, существуют условные нормы речевого развития ребенка.
    Первые 6 месяцев жизни малыша – это период гуления. Ребенок воспроизводит гласные звуки, подражая родителям. Их слова являются раздражителем для ребенка, и он отвечает поворотом головы, тянет ручки, двигает ножками, ищет глазами предмет.
    После полугода наступает этап лепета. К гласным звукам малыш прибавляет согласные. Родители слышат первые слоги: ма, па, ба.
    К 1 году ребенок уже понимает около 200 слов, а в его активном словаре есть 5-10 слов.
    К 2 годам формируется фраза. Наши дети говорят: «Мама, ди (иди)!», «Баба, катяй (качай)!», «Папа, дай!». Кстати, у девочек соединение слов во фразы происходит быстрее.
    В 2,6 года ребенок должен отвечать на вопросы «Где? Куда? Зачем?». Рассматривая картинки, показывать, носик, ротик, глазки, ушки. Словарный запас малыша в этот период составляет 200-300 слов.
    К 3 годам у ребенка формируется связная речь. Он начинает пересказывать короткие стишки, сказки. Словарный запас на этот период – 1000-1500 слов. Речь должна быть понятна, и не только вам. Как раз в этом возрасте малыш вместе с родителями проходит обязательную консультацию логопеда. Доктор обращает внимание не только на словарный запас, грамматическое оформление речи, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи вашего ребенка ранее 3 лет, необходимо посетить отоларинголога, невролога, затем прийти на консультацию к логопеду.
    Каковы могут быть причины задержки речевого развития?
    1. Нарушение слуха
    2. Невостребованность речи
    3. Слишком быстрый темп речи взрослого
    4 Генетическая расположенность
    5. Патология головного мозга
    6. Психологическая травма (испуг, ссоры родителей, завышенные требования к ребенку).
    7. Гиперактивность
    8. Двуязычие в семье
    Рекомендации от логопеда Юлии Михайловны
    Развитие речи происходит интенсивнее, когда в семье есть старшие дети. Они активно вовлекают младших в свои игры, тем самым мотивируя на речевую активность.
    Если ребенок в семье один, то инициатором общения должна выступать мама. Например, стимулировать ребенка на употребление глаголов. Применять прием нанизывания глаголов. Рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов. 
    Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных.
    Чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь, ему необходимо… двигаться. А мы, родители, больше увлекаемся умственными занятиями. Например, любые танцы развивают чувство ритма – фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т.д.
    И не забывайте и о развитии мелкой моторики. Ведь в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
    Готовый тренажер – разноцветные бельевые прищепки. Разжимание и сжимание дает отличную тренировку пальчикам. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету. Например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, солнышко, ежика.

    Читайте нас в:





    Загрузка...
    Загрузка...
Загрузка...
Рунет
Рунет
Индекс цитирования
POLOTSK-PORTAL.RU
  • Обратная связь